Содержание страницы
В январе 2023 представители союза промышленников и предпринимателей РФ заявили, что у них может не хватить возможностей разобраться с квотами выбросов из-за недоступного заграничного оборудования. Поэтому бизнес озвучил свою просьбу не принимать в 2023 законопроект, согласно которому должны быть введены так наз. оборотные штрафы за выбросы, которые превышают квоты.
Эксперимент по квотированию выбросов
Январь 2020 ознаменовался стартом опыта по квотированию грязных выбросов, кроме содержащих радиацию, в 12-и городских округах: липецком, челябинском, нижнетагильском, новокузнецком, норильском, омском, читинском, череповецком, братском, красноярском и медногорском.
Благодаря опыту, проведённому по программе всероссийского проекта “Экология”, улучшилась чистота атмосферы в производственных центрах, где экологическая обстановка оставляет желать лучшего.
С новых нормативов гигиены получаем результат – города, где воздух сильно загрязнён, располагают суммарным населением около 50,6 млн. Это 46% городского населения РФ.
При проведении подсчётов специалистами аудиторской сети FinExpertiza, основанных на сведениях Росгидромета, оказалось, что в 1-м полугодии 2022 почти в 2 раза снизилось число зафиксированных в РФ эпизодов, когда воздух загрязнялся сильно и экстремально сильно на фоне рекордно высоких параметров аналогичного периода 2021, но всё равно показатели получились выше допандемийных.
Основной целью эксперимента с квотированием выбросов служит существенное понижение масштабов вредоносных выбросов к кон. 2024 на 20%, если сравнивать с 2017.
Сроки экспериментов вначале назначили на период с 1.01.2020 по 31.12.2024. Но из-за зарубежных санкций доступность западной техники, которая требуется для обновления производств, сильно ограничилась. По этой причине дату конца эксперимента пришлось продлить до 31.12.2026 (ст. 9 ФЗ от 26 марта 2022 номер 71).
Описание законопроекта
Редакция EcoStandard.journal сделала запрос на комментарий от Минприроды по самым насущным вопросам, связанным с законопроектом, который должен предусматривать оборотные штрафы, способные составить систему торговли квотами для выбросов. Приводим официальные комментарии, которые подготовил глава Департамента политики и регулирования в сфере охраны среды Минприроды РФ Мальцев Р. А.
Заключение Минприроды РФ: выбросы в атмосферу ряда грязных веществ несут внушительную угрозу людям, а также составляющим природы – в частности, экосистемам, поэтому при невозможности достичь квот выбросов общество окажется в опасности. По этой причине можно говорить о необходимости введения штрафов по статье КоАП за превышение нормативов выбросов некоторых веществ, исходящих из размера выручки.
Сегодня в законах ещё не установились меры влияния на экономические субъекты, чтобы обеспечить реализацию квот выбросов. В реальности подобное положение дел скорее всего приведёт к игнорированию юрлицами и ИП норм, а также к тому, что вышеозначенные квоты не будут достигнуты.
Главная цель введения штрафов, которые предполагается исчислять с учётом сумм выручки – профилактика правонарушения, состоящего в намеренном отказе от достижения квот выбросов. Благодаря квотированию выбросов обеспечивается улучшение воздуха и снижаются выбросы грязных веществ. Когда предприятие не достигает таких квот, оно вступает в противоречие с национальными целями, которые сформировал глава РФ.
Заявление, сделанное Минприродой: большие предприятия из сферы производства, в плановом формате проводящие свои модернизацию и реконструкцию, сильно снижают нагрузку на воздух. На совещании в Правительстве в декабре 2022 многочисленные представители больших промышленных компаний, участвовавших в общероссийском проекте “Чистый воздух”, подтвердили завершение основных мер до кон. 2024, а у некоторых компаний в планах завершение модернизации своих производств в 2026. Это поможет полному выполнению целей проекта. Этим фирмам не страшны штрафы и торговля квотами на выбросы.
Необходимость вышеописанной поправки в законодательство вытекает из приоритетности сохранения экологии перед реализацией инвестиционных целей компаний. Те из них, которые халатно относятся к своим обязанностям, должны сделать выводы и озаботиться сохранением экологии и здоровья граждан.
Неоднозначные стороны законопроекта и позиция РСПП
При отказе представителей промышленного сегмента, имеющих прямое отношение к законопроекту, комментировать ход реализации запланированных мер и их эффективность, они выразили официальное мнение в виде замечаний и предложений союза промышленников и предпринимателей к проекту ФЗ об изменениях в КоАП.
Например, планируемая сумма штрафа может существенно превосходить сумму их чистого дохода. Многочисленные объекты, участвующие в опыте с квотированием выбросов, сотнями миллиардов в рублях исчисляют свою годовую выручку, а это значит, что будет законным изъятие десятков миллиардов рублей – что сравнимо с объёмом инвестиций подобных предприятий за год.
Учитывая внесённые в ФЗ номер 195 изменения ранее окончания эксперимента с квотированием выбросов, до которого остаётся 4 года, что почти в 2 раза меньше, чем обычный инвестиционный цикл для тяжёлой промышленности, становится очевидным ограничение возможности введения в планы мер по реализации квот выбросов любых дополнительных капиталоёмких мер и, как следствие, достижения квот вовремя – к концу 2026.