Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ

Любой из объектов, на котором ведется производственная и любая другая деятельность, от обычной котельной и проезда автомобилей по территории до сварочных работ, к примеру, требует инвентаризации имеющихся у него источников выброса веществ и соединений, загрязняющих воздух. Итоги такой процедуры позволят оценить уровень негативного влияния предприятия, служат базисом для разработки другой обязательной эко-документации и позволяют распланировать и реализовать действия по уменьшению уровня выбросов, не допуская остановки работы объекта и позволяя ему избежать штрафов.

Общие данные по инвентаризации выбросов

В правовых актах РФ содержится список правил, регулирующих работу объектов, отрицательно влияющих на природу. Любой такой объект должен встать на специальный учёт, даже если воздействие его признанно минимальным. В свою очередь, это требует оформления и подачи заявления в орган надзора. Когда объект будет постановлен на такой учёт, ему будет присвоена категория опасности. Ст. 4.2 ФЗ от 10 января 2002 номер 7, регулирующего защиту природы, предусматривает, что все объекты такого учёта делят по их опасности на 4 категории. Самой опасной является 1-я.

Цель разработки эко-документации состоит в контроле и регуляции негативных влияний на воздушную среду, грунт, водоёмы, а также человеческое здоровье. Также это позволяет избежать приостановки работы организации и назначения штрафов для неё.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ

Процедура инвентаризации источников, осуществляющих выбросы вредных веществ, состоит в получении сведений о тех выбросах, которыми сопровождается работа конкретного объекта, проверке их источников и прочего оснащения, которое выделяет вредоносные вещества. Во время этого процесса экологи определяют концентрацию данных веществ, а также объемы и иные показатели выбросов.

Сбор информации инженером-экологом о выбросах и их составе производится при помощи приборов для измерения, либо с применением особых методик расчёта выбросов.

Правильное проведение инвентаризации подразумевает учёт всех вероятных источников выбросов и проведение точных расчётов. По итогам составляется отчёт, хранящийся у предприятия. Данный документ становится базовым при разработке прочей обязательной эко-документации, в частности, проектов максимально допустимых выбросов.

Правовая база

Главный в РФ законодательный документ для проведения инвентаризации выбросов – приказ Минприроды от 19 ноября 2021 номер 871, который утверждает порядок инвентаризации каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, коррекции её итогов, документирования полученной вследствие этих процедур информации и её хранения, а также периодичность инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ. Принятие 871 приказа об инвентаризации источников выбросов подразумевало автоматическую отмену действовавшего ранее приказа российского Минприроды от 7 августа 2018 номер 352.

Основная разница между означенными правовыми актами состоит в наличии в приказе номер 871 методики, позволяющей учитывать мобильные источники выбросов (средства транспорта).

Ст. 22 ФЗ от 4 мая 1999 номер 96, регулирующего охрану атмосферы, содержит требование проводить инвентаризацию выбросов к юрлицам и к ИП, у которых есть временные либо постоянные источники, загрязняющие атмосферный воздух (обозначаются аббревиатурой ИЗАВ). Подобная инвентаризация обязательна и для стационарных, и для передвижных источников выбросов.

Стационарные источники:

  • организованные ИЗАВ – от них вредные вещества попадают в атмосферу, проходя технические системы для отвода газовых смесей (трубы, шахты для вентиляции, воздуховоды, газоходы, факельные системы);
  • неорганизованные ИЗАВ – от них вредные соединения идут в атмосферу, будучи составляющими ненаправленных газовых потоков (это, к примеру, места, в которых загружаются и хранятся сырьё и готовая продукция, поверхности карьеров, ворота гаража или цеха);
  • линейные ИЗАВ – от них вредоносные соединения попадают в атмосферу по линии, которая отличается большой протяжённостью (к примеру, аэрационные фонари в цехах).

Виды мобильных источников выбросов:

  • автотранспорт, техника строительного, дорожного и аграрного назначения;
  • самолёты, вертолёты;
  • ж/д транспорт;
  • водный транспорт.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ

Кто обязан проводить инвентаризация выбросов

Проведение такой инвентаризации – обязанность каждого объекта отрицательного воздействия независимо от категории, которая ему была присвоена. Сюда относятся:

  • производственные предприятия горнодобывающей, химической, металлургической, машиностроительной, пищевой и некоторых иных отраслей;
  • торговые предприятия: склады, субъекты оптовой и розничной торговли;
  • предприятия общепита;
  • предприятия транспортной отрасли: автостоянки, гаражи, железнодорожные предприятия.

Кто проводит инвентаризацию источников выбросов

Предприятие вправе собственными силами разработать все экологические документы, однако лишь при условии наличия в её штате эколога (но такой специалист есть в штате крайне небольшого количества предприятий). При отсутствии штатного эколога возможно обращение в специализированную организацию, у которой есть необходимые расчетные програмы и профессионалы, которые занимаются работой с выбросами.

Специалист, который проводит инвентаризацию выбросов, обязан иметь соответствующие познания в экологической, химической, инженерной отраслях, в природоохранных законах.

Инвентаризация проводится посредством специальных методик, которые утверждены законодательно, с применением специализированной техники для анализа воздуха, а также выполнением специального порядка инвентаризации источников, производящих выбросы.